Основы православной культуры в детском саду

Система работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста

при взаимодействии с учреждениями культуры

 

Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня — не в кризисе экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ? доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Смещение акцентов в развитии маленьких детей в сторону ранней интеллектуализации, также не способствуют духовному развитию, в погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого — эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны. Так как настоящее и будущее российского общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России.

В светском понимании духовное развитие предполагает развитие души через удовлетворение духовных потребностей. Поэтому именно так мы говорим о духовном человеке: с увлечением занимается любым делом, наукой, искусством, любит музыку, литературу, живопись, театр, интересуется отечественной историей, он ответственен, великодушен, добр по отношению к людям.

Современный детский сад — это социально-педагогическая система, взаимодействующая с немалым числом организаций, предприятий, учреждений.  Социальное партнерство предполагает формирование единого информационного образовательного пространства; налаживание конструктивного взаимодействия между ДОУ и социальными институтами.

Наше дошкольное образовательное учреждение, как и любое другое, является открытой социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды. Работа построена следующим образом:

  • осуществление взаимодействия со средой;
  • гибкое реагирование на изменяющиеся индивидуальные и групповые образовательные потребности и запросы;
  • предоставление широкого спектра образовательных услуг.

Одним из путей повышения качества дошкольного образования мы видим в установлении прочных связей с социумом, как главного акцентного направления дошкольного образования, от которого, на наш взгляд, в первую очередь зависит его качество. Мы считаем, что развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными и научными центрами дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства. Одновременно этот процесс:

— способствует росту профессионального мастерства всех специалистов детского сада, работающих с детьми;

—   поднимает статус учреждения;

—   указывает на особую роль его социальных связей в развитии каждой личности и тех взрослых, которые входят в ближайшее окружение ребенка.

В конечном итоге это и ведёт к повышению качества дошкольного образования.

Дошкольное учреждение взаимодействует с объектами социального окружения на основании взаимных договоров и содержательных планов работы через разные формы и виды совместной деятельности.

Социальными партнерами в решении задачи по духовно-нравственному воспитанию дошкольников стали:

  1. БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии, где проводится повышение квалификации педагогов. Мы посещаем семинары, конференции, выступаем на ежегодных Региональных Рождественских чтениях.
  2. Отдел религиозного образования и катехизации Чебоксарско-Чувашской Епархии. Иерей Дмитрий Нестеренко курирует дошкольные образовательные учреждения, которые ведут экспериментальную работу по внедрению традиций православной культуры в воспитательный процесс ДОУ. Родители, воспитанники и педагоги ходят на экскурию в храмы города, в декабре 2015 года мы побывали в Покровско-Татианинском соборе. Воспитанников удивила выразительная архитектура небесно-голубого Богородичного цвета. Ребятишки с огромным интересом слушали рассказ отца Александра, который на доступном языке рассказал об Иисусе Христе, о добре и милосердии.
  3. КВЦ «Радуга», сотрудники данной организации проводят занятия, экскурсии для воспитанников (Чебоксары, Храмы и церкви России, Природа в картинах Шишкина и др.).
  4. Музеи города. Использование в практике работы с дошкольниками элементов музейной педагогики заключает в себе не только образовательное значение, но и воспитательное. Занятия, организованные на базе городских музеев помогают педагогам расширять представления дошкольников об окружающем мире, учат любить родной край, формируют умение выполнять элементарные исследовательские действия. Хорошим начинанием является открытие мини-музеев на базе групп нашего детского сада. Экспонаты музея помогают развивать дошкольников и привлекать к сотрудничеству родителей.
  5. Театры города Чебоксары. Театр обладает удивительной способностью влиять на детскую психику «играючи». Дети подражают мимике, голосовым интонациям, движениям актеров. Вследствие положительного эмоционального настроя, появляющегося во время спектакля, они легко усваивают новые модели поведения, достойные подражания, а действия отрицательных героев воспринимают адекватно ситуации.
  6. Библиотека им.В.С Чаплиной. Она оказывает огромную помощь воспитателям в знакомстве с народным искусством и классическим наследием прошлого и настоящего, здесь ребенок осваивает бесценный культурный опыт поколений. Характеризуя героев книг, дети высказывают суждения о поступках героев сказок, литературных произведений, опираясь на сложившиеся жизненные представления. Устное народное творчество является богатейшим источником познавательного и духовно-нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины.
  7. Музыкальная школа им. Ходяшевых. Музыка развивает ребенка и умственно, и духовно. Сотрудники и ученики музыкальной школы проводят для дошкольников такие мероприятия, как «Музыкальные гостиные», тематические концерты-лекции, знакомят с композиторами и их произведениями.
  8. Непосредственная близость со МБОУ «СОШ № 59» г.Чебоксары позволяет совершать непродолжительные экскурсии, совместные праздники, встречи, выставки не только с детьми старшей группы, но и с педагогами и учителями.
  9. БОУДОД «СДЮСШОР №8 по спортивной ходьбе» Минспорта Чувашии, МБОУДОД «СДЮСШОР по настольному теннису» г. Чебоксары. Физическая культура может внести свой вклад в решение проблемы нравственно-патриотического воспитания дошкольников, так как формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно-волевых черт личности. Во время занятий физкультурой и спортом развиваются чувства коллективизма и патриотизма, упорство и настойчивость, смелость и честность, происходит становление духовных и физических качеств личности.
  10. Комплексный центр социального обслуживания населения г. Чебоксары. С целью патриотического воспитания, формирования гражданской позиции у дошкольников, уважение к людям старшего поколения и сохранения преемственности поколений сотрудники и воспитанники детского сада регулярно готовят концертную программу для граждан пожилого возраста и инвалидов данного центра.

Важным условием эффективного осуществления нравственно — патриотического воспитания является тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Работа ведётся с непосредственным активным участием всех поколений семьи ребёнка. Бабушки и дедушки наших воспитанников — это живые участники истории родного края. Родители с большим интересом участвуют в создании развивающей среды, организации праздников, конкурсах, спортивных соревнованиях, изготовлении для детей элементов русских костюмов, фотовыставках и т.д.

Работа в тесном сотрудничестве с родителями и общественными организациями в ходе воспитательно-образовательного процесса позволяют нам расширить духовно — нравственные представления детей о собственной душевной близости, сопричастности своего «Я» с другими людьми, живущими, работающими, рядом, получать возможность «погружения» детей в информативную, новую для них предметную среду, возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, другими детьми и взрослыми.

 

 

Приказом Министерства образования и молодежной политики ЧР № 2060 от 27 октября 2011г. в целях создания организационно-методических условий, обеспечивающих гармоничное формирование духовно-нравственной личности дошкольника и его социального развития на основе ценностей православной культуры, на основании соглашения о сотрудничестве в сфере духовного и нравственного воспитания детей и молодежи между Министерством образования и молодежной политики ЧР и Чебоксарско-Чувашской епархией на базе нашего детского сада создана пилотная площадка по разработке и апробации модели духовно-нравственного воспитания детей на основе православной культуры.

Работа ведется по программе «Основы православной культуры» / Л.П. Гладких, архимандрит Зиновий (А.А. Корзинкин), В.М. Меньшиков. – Курск, 2008.

 

Творческая группа

 

1)    Козуб Любовь Григорьевна – заведующий

2)    Полякова Светлана Владимировна – старший воспитатель

3)    Улькина Ираида Ивановна – музыкальный руководитель

4)    Почейкина Ирина Вячеславовна – музыкальный руководитель

5)    Семенова Федосья Викторовна — воспитатель

6)    Филиппова Римма Георгиевна — воспитатель

7)    Холдырчева Нина Матвеевна — воспитатель

 

 

 

Православная энциклопедия Азбука веры | православный сайт

Православный Интернет-Курс

Азбука воспитания

Литература

Уголки православной культуры

Comments are closed.